ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Мы стараемся быть в курсе самых последних достижений в сфере развития детей и рады поделиться с вами

томатис-новосибирск

МЕТОД ТОМАТИС, ОСНОВНОЕ

Что такое метод Томатис:

Метод Томатис или метод Томатиса назван по имени его автора - французского ученого отоларинголога Альфреда Томатиса. Томатис терапия применяется в мире уже более 50 лет. Это уникальный метод, который доказал свою эффективность более чем в 50 странах. Его уникальность заключается в том, что он помогает решать множество проблем связанных с различными отклонениями в организме, у людей любого возраста, начиная с 2 лет.

Метод Томатис это высокотехнологичная система звуковых тренировок, направленная на активизацию мозговой деятельности с целью развития ведущих мозговых функций и решает следующие задачи:

  • ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЕМОСТИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ;
  • ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА, ВЫЗВАННЫЕ ДЕПРЕССИЕЙ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ;
  • МЕТОД ЭФФЕКТИВНО ВЛИЯЕТ НА РЕГУЛЯЦИЮ И СНИЖЕНИЕ СТРЕССА;
  • УЛУЧШАЕТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ;
  • ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШАЕТ КООРДИНАЦИЮ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ;
  • МЕТОД ДОКАЗАЛ СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ АУТИЗМА;
  • ПОМОГАЕТ БЫСТРО ВОССТАНОВИТЬСЯ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ТРАВМ ИЛИ СИЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ;
  • ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ, ВОКАЛЬНЫХ И ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ;
  • ОКАЗЫВАЕТ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЖЕНЩИНУ И РЕБЕНКА В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ;
  • ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ.

Данный метод является совершенно безопасным и доказал свою эффективность за более 50 летнюю историю своего применения. В тоже время эта методика должна применяться только в специализированных и сертифицированных центрах под наблюдением специалистов.

Метод Томатис один из методов сенсорной интеграции, занимающий лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

История применения метода Томатис в цифрах:

Метод изобретен 50 лет назад французским врачом и ученым Альфредом Томатисом

В 75 странах мира работает более 250 центров Томатис.

За это время 2000 специалистов получили сертификацию.

Каждый год  более 100 000 человек прибегают к помощи метода.

Проведены тысячи клинических исследований по всему миру.

220 школ Европы и Америки оснащены приборами метода Томатис.

В России метод работает 12 лет, в Сибири 3 года

Официальный сайт Томатис - http://www.tomatis.com/ru

Механизмы действия метода Томатис:

В основе метода лежит принцип сенсорной звуковой стимуляции, продуцируемой аппаратом «Электронное ухо» и специальными наушниками, воспроизводящими эффекты устройства.

За фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, обладающие широким частотным диапазоном, а также вальсы Штрауса и Григорианские песнопения. На данную музыку наложен «эффект Томатис» -  специальные стимулы для создания уникального перцептивного  звукового контраста.

Для создания «эффекта Томатис» используются внезапные переходы от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-то специальной подготовки к высоким частотам, требующим особых усилий и отличающихся по интенсивности звучания. Такое чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в наушниках Томатис встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости черепа. Процесс двойного чередования частот (по воздушной и костной проводимости) лежит в основе метода Томатис.

Эту тренировку можно назвать гимнастикой для мышц внутреннего уха: многократное сокращение и расслабление мышц внутреннего уха ведёт к улучшению различения частот и передачи звука в мозг. Смена звукового канала происходит спонтанно с интервалом от долей секунды до 2,5 секунд. В течение всего времени прослушивания (курс длится 20-26 часов) мозг человека очень активен, так как для него такие переключения непредсказуемы, мозг учится длительное время держать внимание на новой для него информации (часто среди первых результатов воздействия Томатис происходит улучшение концентрации внимания).

Такая новая информация очень полезна для мозга, для её переработки требуется включение зон мозга, ранее минимально задействованных в работе. Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон головного мозга, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых связей между клетками, отделами и полушариями мозга.  Происходят комплексные Томатис-эффекты, связанные как с тренировкой мышц среднего уха, так и интегрирующем воздействием на мозг, активацию коры лобных долей и префронтальной коры головного мозга, воздействием на лимбическую (глубокую эмоциональную систему), на вестибулярную систему головного мозга.

Комплексные эффекты Томатис-терапии

В результате тренировки мышц среднего уха происходит:

  • Улучшение слухового восприятия, функции слуха
  • Улучшение фонематического слуха, звукоразличения, восприятия и понимания речи
  • Запуск речи у неговорящих детей, улучшение артикуляции и звукопроизношения, развитие речи
  • Повышение обучаемости: улучшение чтения, коррекция дислексии и дисграфии

Воздействие на лимбическую (глубокую эмоциональную) систему положительно воздействует на:

  • Эмоциональная уравновешенность
  • Улучшение коммуникации
  • Развитие глубины эмоций: привязанности, сочувствия, нежности, понимания своих эмоций и эмоций другого человека

Воздействие на кору лобных долей и префронтальную кору головного мозга позволяет достигать:

  • Повышение концентрации, устойчивости, объёма внимания.
  • Улучшение слуховой, зрительной памяти
  • Развитие мышления: анализа, синтеза, обобщения информации
  • Развитие игровой деятельности, самоорганизации

Воздействие на вестибулярную систему (мозжечок, продолговатый мозг) оказывает воздействие на:

  • Улучшение координации, равновесия, осанки
  • Развитие мелкой моторики, нормализация тонуса мышц
  • Формирование сложных, сочетанных движений, мышечная память

Общее интегрирующее воздействие на ЦНС способствует

  • Повышению осознанности, «включённости», пробуждению интереса к окружающему миру
  • Сенсорной интеграции, принятие себя и своего тела
  • Нормализации энергетического баланса

Кому показан метод Томатис:

Дети

Метод доказал свою эффективность в следующих случаях:

  • задержка речевого развития,  дизартрия, сенсо-моторная алалия, проблемы с пониманием речи, запуск речи у детей с грубыми нарушениями речевой функции, заикание, «плоский», монотонный голос, прерывистая речь, бедный словарный запас, упрощённая структура предложения,
  • задержка психического развития: несформированная игровая деятельность, мышление (нарушения анализа, синтеза, обобщения, сравнения, понимания причинно-следственных связей)
  • нарушения эмоционально-волевого развития: эмоциональная лабильность, тревожность, гиперактивность,  агрессивность, импульсивность, страхи, проблемы в коммуникации, посттравматический синдром.
  • проблемы обучаемости: отсутствие интереса к учёбе, дефицит внимания, плохое понимание прочитанного, неспособность писать под диктовку, дислексия, дисграфия, дискалькулия
  • нарушения психомоторного развития и сенсорной интеграции: неуклюжие, нескоординированные движения, пространственные нарушения, корявый почерк
  • расстройства аутистического спектра
  • синдром Дауна и другие генетические синдромы, сопровождающиеся нарушением речи, мышления, поведения и психомоторного развития
  • детский церебральный паралич

Взрослые

Взрослым метод показан в следующих случаях

  • для гармонизации психоэмоционального состояния при тревожности, апатии, стрессе, депрессии;
  • при когнитивных и речевых нарушениях вследствие черепно-мозговой травмы, инсульта;
  • улучшение состояния при беременности;
  • для эффективного изучения иностранных языков;
  • улучшение функции речи и голоса с целью развития навыка публичных выступлений, повышения музыкальности (интонация, выразительность, ритм, сила голоса).

Как проходят занятия по методу Томатис:

В начале человек, обратившийся с той или иной проблемой, проходит собеседование с сертифицированным специалистом Томатис, который с учетом информации полученной от других специалистов (логопеды, неврологи, психологи, психиатры и др.) и исходя из сложности проблемы, определяет необходимую программу. 

Количество программ Томатис также зависит от уровня сложности проблемы. Стандартный курс Томатис включает в себя 2-3 программы:

Первичная программа – интегрирующая: активирует восприятие звука, стимуляцию высших психических функций, улучшает взаимодействие левого и правого полушария, подготовку мозга к восприятию следующей программы.

Последующие программы назначается специалистом на основе клинических данных и результатов первичной программы. Это может быть речевая, эмоционально-поведенческая программы, программа, развивающая память и внимание, а также комбинированные программы.

В ряде случаев необходимо прослушивание нескольких программ (при выраженных нарушениях развития дети прослушивают от 3 до 5-7 программ, показывая после каждой программы качественный скачок в развитии).

После завершения каждой программы наступает период интеграции, в течение которого рекомендуются активные занятия со специалистами: логопедом, психологом, нейропсихологом, специалистом сенсомоторной интеграции, дефектологом.

Для детей:

Чаще всего, каждая программа  длится от 20 до 26 часов (13-20 дней по 0,5-2 часа). Между 1 и 2 программами интервал 4-5 недель, между 2 и 3 – 8-9 недель. Между последующими – 3-4 месяца. В некоторых случаях продолжительность и интервалы между прослушиваниями уменьшаются или увеличиваются. Для каждого ребенка специалист Томатис создает индивидуальную программу прослушивания, корректируя её по мере получения результатов.

Дети слушают музыку в беспроводных наушниках, играют в настольные и ролевые игры, рисуют, лепят, собирают пазлы и конструктор, свободно передвигаясь по игровой комнате. Педагог, сопровождающий группу, помогает детям, вовлекая их в интересные игры и занятия.

Ожидаемые результаты:

Показания

Результат

  • задержка речевого развития
  • общее недоразвитие речи,
  • фонетико-фонематические расстройства,
  • сенсо-моторная алалия
  • лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
  • улучшение фонематического слуха
  • увеличение речевой активности; ускорение развития речи, правильного произношения звуков; использование более сложных слов, фраз, предлогов, родов и падежей
  • улучшение понимания речи; выполнение сначала простых,       а потом и более сложных инструкций; интерес к слушания книг
  • появление чувства ритма, улучшение голосовых данных и музыкальности
  • повышение скорости и точности ответов
  • улучшение навыков общения
  • задержка психического развития,
  • нарушения поведения, игровой деятельности,
  • «полевое поведение», 
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
  • развитие энергетического потенциала мозга,  как следствие – снижение гиперактивности
  • ребёнок становится спокойнее
  • развитие целенаправленной и игровой деятельности
  • развитие контроля
  • развитие избирательного внимани
  • возрастает скорость умственного развития
  • улучшение коммуникации
  • появление «включённости» в деятельность, интереса к окружающему миру
  • развитие навыков самообслуживания,   улучшение подражания
  • расстройства аутистического спектра
  • аутизм у ребенка
  • ослабление симптомов заболевания
  • развивается включенность в жизнь и общение
  • развивается речь, понимание речи, дети начинают формируется чувство собственного Я, дети начинают    говорить о себе «Я» вместо  «Он»
  • уменьшается гиперчувствительность к звукам,          тактильным ощущениям, всему новому
  • уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и стереотипное поведение
  • улучшается восприятие еды
  • улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт,                                 повышается потребность в тактильном контакте: поглаживаниях, прикосновении, объятьях,                                дети становятся более любящими, нежными
  • снижается агрессия и самоагрессия:  дети становятся менее агрессивными по отношению к окружающим и к самим себе улучшается качество занятий со специалистами.
  • синдром Дауна
  • улучшение слуховых и речевых навыков (используют      больше слов, улучшается речь)
  • улучшается координация
  • улучшается сон
  • дети становятся более сговорчивыми, улучшается концентрация внимания, выполняют инструкции
  • ДЦП
  • улучшение моторики, координации
  • ускорение процесса реабилитации, хорошо использовать           в комплексе лечебных мероприятий
  • эмоциональные проблемы
  • снижение депрессии
  • уменьшение тревожности, страхов
  • коррекция нарушений сна
  • снижение неуверенности
  • снижение агрессивности
  • заикание
  • уменьшение клинических проявлений
  • проблемы обучаемости
  • улучшение концентрации, увеличение объёма и переключаемости внимания, памяти, формирование мыслительной деятельности (обобщение, сравнение,       анализ, причинно-следственные связи)
  • коррекция дислексии, дисграфии, дискалькулии
  • развитие речи
  • прогресс в освоении навыков письма, чтения, счета
  • улучшение мелкой моторики (улучшается пинцетный       захват, почерк, интерес к лепке и рисованию)
  • улучшение навыков коммуникации
  • повышение уверенности в себе
  • увеличение творческого потенциала
  • повышение учебной мотивации
  • повышается скорость реакции, собранность,  сокращается время приготовления уроков.
  • дети и взрослые, изучающие иностранные языки, преодолевают барьер в понимании разговорной речи и общении

Когда появляются результаты:

У многих детей положительная динамика наблюдается уже во время 1 курса, у части детей после 1 курса. Зачастую более яркие результаты видны после второго, а иногда и после третьего курсов. Нередко мы достигаем результаты и в очень сложных ситуациях, когда надежд родителей на развитие речи, коммуникации и поведения уже почти не осталось.

Малая часть описанных результатов применения метода Томатис находится ЗДЕСЬ.

Посмотреть отзывы родителей, дети которых прошли курс Томатис в нашем Центре, можно ЗДЕСЬ

Видео о том, как работает метод Томатис

развитие внимания и памяти

Упражнения по ментальной гимнастике

Проведение упражнений по ментальной гимнастике дома

Что такое ментальная гимнастика

Ментальная гимнастика - это система специальных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения, эмоциональной сферы. 

8 упражнений по ментальной гимнастике

В  этой статье описаны восемь упражнений, которые мы делаем с детьми на занятиях по ментальной гимнастике. Развиваем память, внимание, воображение, речь в интересной форме. А ещё мы заметили, что если родители присутствуют на занятии, они тоже с удовольствием включаются в процесс. И им тоже бывает трудно!

Вы можете делать эти упражнения дома или на даче с детьми. Главное их делать регулярно.

Внимание! Все упражнения авторские, при копировании обязательна ссылка на наш сайт!

  1. «Весенний вечер»

Это упражнение направлено на развитие слухового восприятия. Его можно выполнять со школьниками 3-4 класса.

Прочитайте ребенку стихотворение. Дайте инструкцию «Услышь и запомни прилагательные в стихотворении Сергея Есенина "Весенний вечер". Попросите ребенка считать прилагательные пальчиками, это поможет не сбиться со счёта. Сделайте 3 попытки. Похвалите ребенка за улучшение результатов от попытки к попытке.

Тихо струится река серебристая 
В царстве вечернем зеленой весны. 
Солнце садится за горы лесистые. 
Рог золотой выплывает луны. 
Запад подернулся лентою розовой, 
Пахарь вернулся в избушку с полей, 
И за дорогою в чаще березовой 
Песню любви затянул соловей. 
Слушает ласково песни глубокие 
С запада розовой лентой заря. 
С нежностью смотрит на звезды далекие 
И улыбается небу земля. 

2."Восторженный бегемот"

Это упражнение тренирует общую сообразительность и эрудицию, речь, внимание, творческое мышление. Попросите ребенка придумать как можно больше определений к слову «бегемот». В идеале держа в руках игрушечного бегемота. Если вы играете с несколькими детьми в группе, то передавайте бегемота по кругу и то, кто не сможет придумать определение выбывает. На размышления даётся 15-20 сек. Вы узнаете много нового о бегемоте!

3."Придумай слова"

Упражнение направлено на развитие речи, структурированного мышления, речи, эрудиции. Инструкция ребёнку: «Придумай

  • по 10 глаголов, имеющих отношение К ТРАНСПОРТУ; К ЖИВОТНЫМ; К ШКОЛЕ; К ЯВЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ
  • по 10 существительных, начинающихся на гласную и заканчивающуюся на согласную; начинающихся и заканчивающихся на согласную.
  • по 10 прилагательных, описывающих взрослого человека, ребёнка, космос, наш мир, город. 

4."Поход в магазин"

В этом задании мы знакомимся с логической памятью.

«Представь, что ты идёшь в магазин и тебе надо купить целый список продуктов. У тебя нет бумаги, ты можешь рассчитывать только на свою память. Придумай способ как запомнить покупки». Ребенку надо распределить покупки по категориям. Если ему трудно будет справиться, дайте подсказку.

МОЛОКО  КАРАНДАШИ  КОНФЕТЫ  МЫЛО

ЯЙЦА  ЗУБНАЯ ПАСТА  КРАСКИ  ПЕЧЕНЬЕ СМЕТАНА

ЧАЙ ШАМПУНЬ КИСТОЧКА ТВОРОГ

5."Сколько Раисы Ивановны?"

Это упражнение тренирует слуховое внимание. Найдите в интернете аудиоверсию рассказа Драгунского «Главные реки Америки». Рекомендуем слушать рассказ вместе с ребенком, иначе и вы сами не узнаете правильный ответ ))).

Инструкция ребенку:  «Прослушай рассказ Драгунского «Главные реки Америки» и посчитай сколько раз в рассказе упоминается имя учительницы Раисы Ивановны».

6."Внимательное чтение"

Это задание развивает зрительное внимание, а также учить ребенка сосредоточенности  во время чтения. Ребенку даётся текст, желательно, связанный с его интересами, увлечениями. Например, в занятиях с девочкой, которая не любит читать, но любит слушать Нюшу, используем тексты про Нюшу.

Задание: «Читай из текста вслух только те слова, в которых одновременно встречается буква А и Т,  остальные - читай про себя.»

7."Помоги Эдипу"

Это упражнение также направлено на развитие зрительного внимания.

«В этом рассказе некоторые буквы поменялись местами. Найди все ошибки и переставь буквы правильно.»

Эдип и Сфинкс

Одни из древнегреческих мифов рассказывеат о Сфинксе и его задагке.

Олоко города Фивы у горосдких ворот седило чудовище с головой жещнины и толувищем льва – Сфинкс. Всем путникам загадавыл Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывла людей вниз с высокой саклы. Многие смельчаки пробовали найти овтет на загадку, и ни один из них не остался в жывих. Только Эдип сумел отгадать загадку чодувища.

Сфинкс спроисл: "Кто имеет 4 ноги утром, 2 днём, 3 вечером, и чем бошьле у него ног, тем меньше сил?» – спросила Сфинкс. Эдип додагался: «Это – чолевек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, мелденно ползет он на черветеньках; днем, то есть в зрелом восразте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жинзи, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, коротый и служит ему как бы третьей ногой».

Сфинкс пришел в отчяание и србосился со скалы, а счатсливые жители города Фивы сделали Эдипа своми царём.

8."Черты характера"

Это задание развивает мышление, речь, даёт возможность поговорить о важных качествах характера. Инструкция «Объясни значения слов, описывающих  качества характера человека. Затем назови по памяти».

ТРУДОЛЮБИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ОБИДЧИВОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если вы будете периодически делать эти упражнения с ребенком, то уже скоро заметите результат ваших усилий.

Дети-инвалиды

ПРОБЛЕМА АУТИЗМА

Проблема аутизма в современном мире.

Проблема аутизма в мире начинает приобретать свою остроту по многим
параметрам. Увеличивается соотношение числа заболевших по сравнению с
прошлыми годами.

В 2007 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет.

Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе. Уровень распространения аутизма во всем мире возрастает на 14% каждый год.

В 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения.

В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей.

В 2012 году Центр по контролю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1 случае аутизма на каждые 88 детей.

За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
Российская статистика о таких детях пока отсутствует. Если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России аутизм у детей насчитывается примерно у 200 тысяч.

Согласно литературным данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают аутизмом, чем девочки.
Понятие «аутизм» было введено в середине прошлого века австрийским и американским педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в На настоящий момент в психологии нет точного понимания специфики данного заболевания. Существует множество теорий о генезисе РДА. Из классификации РДА Российской академии медицинских наук, мы можем увидеть, насколько разнообразны его варианты:

  1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера;
  2. Аутистическая психопатия Аспергера;
  3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
  4. Резидуально-органический вариант аутизма;
  5. Аутизм при хромосомных аберрациях;
  6. Аутизм при синдроме Ретта;
  7. Аутизм неясного генеза.

Количество детей и людей, попадающих в спектр аутистических расстройств, как правило, объединены общими признаками, то есть наличием характерной триады:

  1. Трудности в общении с другими людьми;
  2. Трудности в восприятии чего-то нового и определенная ограниченность интересов;
  3. Повторяющиеся рисунки поведения.

Таким образом, аутизм - это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком, и слабостью чувства Я.

Тяжелые формы аутизма встречаются редко, лёгкие и мозаичные формы распространены широко. При этом дети с таким диагнозом, на самом деле, отнюдь не отворачиваются от окружающего мира - желание общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей. Далеко не у всех нарушена речь. Многие из них очень хорошо говорят и имеют сохранный, а иногда и очень высокий, интеллект.

Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольшего результата можно добиться, применяя несколько методов одновременно. Концептуальную основу составляют методики TEACCH и ABA. Кроме этих методик сопутствующей является предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция) Песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезотерапия и т.д. - это не специальные виды терапии для аутизма. Они могут послужить очень положительными стимулами для ребёнка-аутиста, но при этом аутизма у него не станет меньше.

Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

АВА - методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В нашей стране положение аутистов почти катастрофическое. Официально у нас нет даже диагноза - «аутизм». Формально при выявлении соответствующих симптомов детям часто, хотя и не всегда, пишут в истории болезни «ранний детский аутизм». На самом деле, под ранним детским аутизмом в российской практике понимается детская шизофрения, с соответствующими подходами к методологии лечения, с отношением к аутистам как к тяжело психически больным людям, постоянное применение нейролептиков и психотропных препаратов, закрытые спецшколы, психоневрологические диспансеры и интернаты.

По достижении же 18 лет диагноз «ранний детский аутизм» автоматически переходит в «полноценную» шизофрению. Итог - полная инвалидность и недееспособность, ранняя смерть, разбитые и покалеченные семьи.
Самое главное при аутизме - своевременная диагностика. Чем раньше его
удается выявить, тем сильнее это облегчит задачу дальнейшей коррекции и реабилитации.

© Каращук Л.Н.,
Разживина М.И., 2014
ПРОБЛЕМА АУТИЗМА
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Обращаем ваше внимание, что в нашем Центре оказывают эффективную помощь детям с расстройством аутистического спектра. Посмотрите отзывы родителей, дети которых получили такую помощь.

Как эффективно «пользоваться мозгом»

Дольше оставаться молодым?

Ещё несколько лет назад слово развитие относилось преимущественно к детям. Взрослые же имели другие приоритеты: работа, дача, дети, остальные опции по желанию. Считалось, что детство и юность — время, когда надо максимально развить все свои способности. Мои родители говорили мне «учись пока молодая,  с возрастом память не та, времени на себя уже не будет, да и желания тоже». Соответственно этим установкам люди жили, работали, растили детей и старели в положенный срок.

Сейчас  в обществе наметилась устойчивая тенденция увеличения активного периода жизни, сдвинулись сроки старения, люди хотят быть молодыми как можно дольше и ищут для этого разные способы.

Один из основных путей сохранения молодости — эффективная работа мозга.

В мире проведено уже множество исследований на эту тему. Результаты таких исследований показывают, что  люди занимающиеся тренировкой мозга по 15 часов в неделю дольше сохраняют не только интеллектуальную, но и физическую активность. Выяснилось, что «пользоваться своим мозгом» означает постоянно учиться чему-то новому. Причем совершенно неважно чему: искусству цифровой фотографии или вышиванию крестиком.

Ученые считают, что функционирование мозга взрослого подобно функционированию мозга ребёнка, ведь развитие ребёнка идёт через  обучение новому. Следовательно, обучение чему-то новому это универсальный процесс, ведущий к прогрессу, развитию и как следствие, замедляющий старение.

Одним из эффективных методов развития мозговой деятельности является метод Томатис.

Метод Томатис - это система нейросенсорной стимуляции, направленная на:

  • развитие речи и коммуникации;
  • коррекцию поведения и эмоциональной сферы;
  • развитие внимания и памяти;
  • повышение обучаемости;
  • улучшение моторики и координации.

Метод Томатис основан на принципе создания музыкальных контрастов, предназначенных для того, чтобы постоянно удивлять мозг и держать его настороже. Цель заключается в том, чтобы помочь развить автоматические механизмы распознавания изменений, что в свою очередь усиливает внимание.

Основные принципы действия метода Томатис

За звуковую фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, имеющие богатый диапазон частот, а также вальсы Штрауса и григорианские песнопения.

С помощью специально запрограммированного электронного переключения создаётся чередование очень коротких фрагментов (0,1-2,5 секунды) низких и высоких частот. Низкие частоты расслабляют мышцы внутреннего уха, а высокие – напрягают. Такая «гимнастика» для мышц внутреннего уха  ведёт к улучшению различения частот речи и передачи звука в мозг.

Чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в наушниках Томатис встроен специальный костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости головы.  

Процесс двойного чередования частот (по воздушной и костной проводимости) лежит в основе метода Томатис.

Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон головного мозга, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых связей между клетками, отделами и полушариями мозга. Мозг учиться длительное время держать внимание на новой для него информации (часто среди первых результатов воздействия Томатис мы видим именно улучшение концентрации внимания).

Каждое занятие по методу Томатис, это не только тренировка мышц внутреннего уха, но и тренировка мозга обрабатывать новую информацию.

Кроме описанных механизмов в методе используют фильтрацию звуковых частот по уровню восприятия. Выделяют вестибулярные, речевые и энергетические частотные спектры. В программах метода используются различные комбинации спектров для усиления необходимых эффектов: речевого, эмоционально-поведенческого, когнитивного (внимание и память), моторного.

Метод изобретен более 60 лет назад французским врачом Альфредом Томатисом.

В настоящее время метод Томатис применяется в более чем 250 специализированных центрах, находящихся в 50 странах мира.

Каждый год более 100 000 человек прибегают к помощи метода.

Узнать больше информации о методе Томатис и пройти индивидуальные курсы вы можете в нашем центре.

томатис-новосибирск

МЕТОД ТОМАТИС, ОСНОВНОЕ

Что такое метод Томатис: Метод Томатис или метод Томатиса назван по …

развитие внимания и памяти

Упражнения по ментальной гимнастике

Проведение упражнений по ментальной гимнастике дома Что такое ментальная …

Дети-инвалиды

ПРОБЛЕМА АУТИЗМА

Проблема аутизма в современном мире. Проблема аутизма в мире начинает …