ВОПРОСЫ ПРО ТОМАТИС

Отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы, руководитель Центра Томатис-Результат Шаркова Ольга Анатольевна

Центр Томатис-Результат Новосибирск, Бердск

Почему наш врач не советовал пройти Томатис?

В России метод Томатис появился не так давно, и о его уникальных возможностях знают только те врачи, которые постоянно занимаются саморазвитием и самообразованием. Специальных обучающих семинаров с врачами в России пока не проводится. 

За 2 года моей работы в Томатис-центре, консультируя родителей, я часто слышала такие слова: «Наш невропатолог сказал, что о Томатисе я не знаю и вам не советую», или «Идите на Томатис, но пройдите только 5 занятий, вам этого достаточно», или «Томатис вам не поможет». 

Однако уже после первого курса, подавляющее большинство родителей видят результат и записывают ребенка на второй, а часто и на третий курсы Томатис. 

Кстати, и  ситуация с информированием врачей о возможностях метода, в последние месяцы сильно изменилась: врачи узнают о методе от клиентов, видя результаты по своим маленьким пациентам.
Может быть, что не каждому ребенку поможет этот метод, но только сертифицированный специалист Томатис, имеющий специальное образование и опыт работы, может оценить необходимость использования метода для конкретного ребенка и составить индивидуальную программу коррекции. 

Как отличить настоящий Томатис от подделки?

Как у любого востребованного товара или услуги, в мире появляются различные дублирующие методы с упоминанием эффектов Томатис. Под видом этой технологии продаются диски  CD-диски - сборники музыкальных произведений с эффектом Томатис, наушники с якобы эффектом Томатис и другие приборы.  Эта продукция не имеет никакого отношения к уникальной разработке Альфреда Томатиса, поскольку  в ней отсутствует основной механизм - "Электронное ухо", разработанный доктором Томатисом.
«Электронное ухо» обладает  функциями электронного переключения, костной и воздушной передачи звука. Запрограммированные эффекты перестраивают нарушенные процессы интеграции: слухового восприятия, звукоразличения,  слуховое внимание, слуховую латеральность, запускают процессы слушания-воспроизведения речи.

Без использования этого эффекта любое оборудование или записанная музыка не оказывает никакого лечебного эффекта.

Важным элементом является определение сертифицированным специалистом Томатис индивидуальных особенностей человека и подбор(разработка) специальной программы именно для коррекции выявленных проблем. 

Сертифицированные специалисты Томатис проходят обучение на нескольких уровнях. После каждого пройденного уровня у специалиста появляется технологическая возможность использования большего количества программ и оборудования, а также диагностики состояния человека и более точной настройки индивидуальных программ.

Более подробно о методе и сертифицированных специалистах можно прочитать на сайте http://www.tomatis.com/ru

Почему логопеды говорят, что Томатис это не панацея?

Метод Томатис даёт отличные результаты у детей с нарушениями речевого развития, но, как и любой метод или лекарство, он не даёт 100 % результата. 

И это зависит от нескольких причин:

Первым определяющим фактором является степень тяжести нарушения развития речи и, как следствие, интенсивность проведения занятий по методу Томатис.

У большинства детей хорошие, устойчивые изменения возникают уже на 1-2 курсах, и им не требуется прохождения дополнительных занятий.

В некоторых случаях, для того, чтобы достичь результата, ребенку требуется пройти 3-4 курса, но родители не всегда готовы продолжать, не видя быстрого результата.

Второй определяющий фактор, это квалификация специалиста Томатис. Написание и  коррекция протокола индивидуальной программы коррекции требует хорошей профессиональной подготовки на уровне знаний анатомии, физиологии, психологии.

Очень важным моментом является возраст ребенка, чем раньше родители решили проводить коррекционную работу ребенку, тем больше шансов получить хорошие результаты.

С каждым годом взросления ребенка, получить хорошие результаты будет сложнее.

Какие показатели улучшаются после курсов Томатис?

В ходе работы более, чем с 200 детьми по методу Томатис в специализированном новосибирском Центре, родители и специалисты, наблюдающие этих детей, в первую очередь отмечают:

  • улучшается артикуляция, звукопроизношение;
  • появляются новые слова и фразы, развёрнутые ответы на вопросы;
  • значительно улучшается понимание речи;
  • появляется желание и умение общаться;
  • повышается концентрация, объём внимания, быстрота реакций;
  • улучшаются навыки письма и чтения;
  • происходит развитие мелкой и крупной моторики;
  • появляется раскрытие голоса, интонаций, музыкальности, чувства ритма;
  • улучшение в поведении в целом - ребенок становится более спокоен, открыт, уверен в себе.

Еще больших результатов удается достичь, если после каждого курса Томатис с ребенком занимаются несколько специалистов по специально разработанной комплексной программе. 

Боюсь, что мой ребёнок не даст надеть наушники…

Очень часто, когда родители записывают ребенка на курс Томатис, они беспокоятся, что ребенок не даст надеть наушники или быстро сбросит их. Действительно, некоторым детям первое время не очень комфортно находиться в наушниках и слушать специально подготовленную классическую музыку.

Это происходит по нескольким причинам:

во-первых, если ребенку 3-4 года, это возраст, когда ребенок становится упрямым, хочет всё сделать по-своему и порой с ним трудно договориться;

во-вторых, некоторые дети с речевыми и поведенческими проблемами, не имея достаточно речевых навыков, настаивают на своём через крик, истерику, нежелательное поведение, и, если им удаётся добиваться желаемого, то такой способ коммуникации закрепляется.

В нашем Центре занятия Томатис обязательно сопровождает детский психолог. Хорошо зная особенности развития детей, специалист найдет индивидуальный подход к ребенку, отвлекая его, или уговаривая, или увлекая игрой и интересными занятиями. Психолог ведёт себя доброжелательно, спокойно и последовательно, занимая ребенка не допуская съема наушников. Если же ребенок всё-таки снимает наушники, психолог надевает опять и предлагает дальше заняться чем-то интересным.

Практически все дети соглашаются на такие условия, чувствуя уверенность взрослых, и постепенно привыкая к музыке. Чаще всего, через 20-30 минут у ребенка больше не возникает проблем с наушниками.

Интересно, что через 2-3 занятия, дети, приходя в игровую комнату, подходят к педагогу и сами показывают на ушки или просят надеть наушники.

После какого курса заметны результаты?

Действие Томатис-эффектов на организм очень индивидуально.

При прогнозировании результатов мы опираемся на результаты детей, которые уже прослушали курс, а также на данные многочисленных научных исследований. 

У многих детей положительная динамика наблюдается уже во время 1 курса. Чаще всего сначала родители замечают спокойствие ребенка, усидчивость, возможность спокойно работать за столом – рисовать, играть в настольные игры, у детей с речевыми расстройствами – появление новых слов.  Период между 1 и 2 курсами очень активный для возможных изменений. Это  и новые слова и фразы, и улучшение поведения, академических навыков – чтения, письма, школьной успеваемости.

В некоторых случаях более яркие результаты видны после второго, а иногда и после третьего курсов.

Нередко мы достигаем результаты и в очень сложных ситуациях, когда надежд родителей на развитие речи, коммуникации и поведения уже почти не осталось.

Как мой ребенок сможет выдержать 2 часа в наушниках?

Это, один из самых частых вопросов родителей перед курсом Томатис. Но повод для беспокойства уходит у большинства родителей уже на 1 занятии. 

Практически всем детям нравится музыка Моцарта! К тому же у нас можно играть в то, во что нравится детям - в машинки, в паровозики, в куклы, играть с мячом или в песочнице, кататься с горки, общаться, рисовать. Педагоги-психологи нашего центра организовывают как можно больше развивающих игр и занятий для интересного и полезного времяпрепровождения.

Родители очень благодарны педагогам группы, когда за 2 недели курса, помимо получения основных результатов от курса Томатис, ребенка удалось научить чему-то новому, развить новые навыки и интересы, расширить игровую деятельность.

В редких случаях, когда у детей возникает дискомфорт во время занятия, специалист Томатис адаптирует протокол прослушивания под конкретного ребенка.

Наличие у специалиста нашего Центра большого опыта наблюдения и ведения детей по методу Томатис, позволяет ему адаптировать программу  под конкретного ребенка, найти баланс между требованиями стандартного протокола и возможностями ребёнка, составить индивидуальный протокол программы, что очень важно для получения желаемого результата.

Можно ли совмещать занятия Томатис и занятия с логопедом и психологом?

Не рекомендуется проводить занятия с логопедом одновременно с Томатисом. Это может быть тяжело для ребенка.

При логопедических проблемах со специалистом необходимо интенсивно заниматься между курсами по следующей причине:

Томатис-терапия улучшает звуковосприятие, но так как у ребенка уже сложились речевые стереотипы, ему надо помочь преодолеть их, настроив речевой аппарат. Такая настройка включает в себя упражнения на развитие артикуляции, речевого дыхания, помощь в постановке новых звуков, развитие мотивации говорить через интерес и игру.

Занятия же с детским психологом можно совмещать с сессией Томатис, если такие занятия приятны для ребенка. Например, это  песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия.

В тоже время, коррекционные занятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления лучше проводить между курсами.

Буду ли долгосрочными результаты?

Да, метод Томатис даёт устойчивые и долгосрочные результаты. Эффективность и  безопасность метода подтверждены многочисленными научными и клиническими исследованиями.

Уже несколько миллионов человек разного возраста и с различными проблемами почувствовали положительный результат этого метода.

Иногда родители спрашивают - действует ли Томатис на сознание или подсознание. Метод Томатис ни как не действует на сознание или подсознание, в основе метода лежит сенсорная звуковая стимуляция внутреннего уха человека.

Механизмы действия метода хорошо изучены и заключаются:

  • в восстановлении физиологических процессов восприятия звуковой информации, а, следовательно, и восстановлении фонематического слуха и речи;
  • в активации префронтальной зоны коры мозга, что проявляется в развитии эмоциональной сферы, внимания, понимании себя, в развитии ведущей деятельности, характерной для возраста ребёнка (игровой или учебной);
  • в активации и улучшении деятельности вестибулярной системы, что проявляется в нормализации тонуса и развитием способности управлять мышцами речевого аппарата и мышцами тела, улучшением мелкой и крупной моторики, улучшением координации движений, осанки, чувства равновесия;
  • в общей энергетизации организма, что проявляется повышением настроения, развитии творческих способностей, интереса к окружающему миру;
  • в улучшении взаимодействия между нервными клетками и отделами мозга, что проявляется в развитии сенсорной интеграции;
  • в повышении способностей при изучении иностранных языков.

Кроме этих эффектов, существует значительное количество других сфер применения этого удивительного метода.

В подавляющем большинстве случаев результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок , не только сохраняются, но и прогрессируют после окончания курсов Томатис.

Как Томатис помогает социализировать ребенка?

Способность жить среди людей, общаться, обращаться с просьбами, благодарить, отказывать, просить, радоваться вместе со всеми – очень важная часть жизни в социуме.

В процессе развития ребенка могут быть периоды, когда эта способность блокируется.

Конечно, сам метод не сможет социализировать ребенка, эти должны заниматься родители и специалисты. Но у части детей на физиологическом уровне заблокирована часть важных функций, отвечающих за эту сторону жизни.

Это может быть и у здорового ребенка, например, вследствие опережающего развития интеллектуальной сферы, эмоционально-поведенческих проблем.

У детей с расстройством аутистического спектра проблемы социализации являются симптомом заболевания.

Метод Томатис помогает стимулировать эмоциональную систему, интегрирует сенсорные системы организма, раскрывает и гармонизирует чувства.

Вследствие этого, улучшается понимание и принятие ребенком самого себя. Ребенку становится легче вступить в контакт, обратиться с просьбой, позвать играть, уступить, проиграть спокойно в игре, справиться с эмоциями в трудной ситуации. Он начинает целостно воспринимать окружающий его мир и гармонично в него встраиваться.

Сколько программ необходимо прослушать моему ребенку?

Количество программ Томатис зависит от уровня сложности проблемы. Стандартный курс Томатис включает в себя 2-3 программы:

Первичная программа – интегрирующая: активирует восприятие звука, стимуляцию высших психических функций, улучшает взаимодействие левого и правого полушария, подготовку мозга к восприятию следующей программы.

Последующие программы назначается специалистом на основе диагностики: клинических данных и результатов первичной программы. Это может быть речевая, эмоционально-поведенческая программы, программа, развивающая память и внимание, а также комбинированные программы.

В ряде случаев необходимо прослушивание нескольких программ. При выраженных нарушениях развития дети прослушивают до 5-7 программ, показывая после каждой программы качественный скачок в развитии.

После завершения каждой программы наступает период интеграции, в течение которого рекомендуются активные занятия со специалистами: логопедом, психологом, нейропсихологом, специалистом сенсомоторной интеграции, дефектологом.

У моего ребенка сложные «отношения с туалетом»

Родители и специалисты смежных профессий не всегда понимают,  как Томатис помогает детям с несформированным навыком туалета и ночным недержанием мочи. Родители меня спрашивают: «Как музыка может помочь ребенку избавиться от энуреза?».

Тем не менее, при применении метода Томатис, улучшение в формировании этого важного навыка мы наблюдаем примерно у 70% детей, имеющих такие проблемы.

Дело в том, что у детей с эмоциональными и поведенческими проблемами не развито так называемое «чувство собственного тела». Вследствие этого им трудно управлять своими физиологическими оправлениями.

Одним из результатов применения метода Томатис является улучшение работы вестибулярной системы и префронтальной зоны коры мозга, что ведёт к развитию самоощущения и самовосприятия, в том числе умению управлять сфинктерами мочевыводящей системы и кишечника.

Отмечу, что, как правило, несформированный туалетный навык, это не основная жалоба родителей детей, слушающих программы Томатис. Но часто коррекция этого навыка становится одним из первичных результатов курса.

Можно ли применять медикаментозное лечение во время курсов Томатис?

Формально нет противопоказаний для медикаментозного лечения во время сессий Томатис, но некоторые лекарства могут замедлять действие Томатис, а некоторые лекарства могут избыточно стимулировать ребенка.

Вопрос приёма медикаментов во время прослушивания программы решается индивидуально. В нашем центре «Томатис-Результат» работают врачи и психологи, которые совместно с неврологом, у которого наблюдается ребенок, помогут правильно выстроить курс медикаментозного лечения.

В каком возрасте метод Томатис дает лучшие результаты?

Слуховая терапия по методу Томатис эффективно работает в любом возрасте. Юный возраст конечно благоприятный фактор, особенно если это проблема речевого или психомоторного характера, или связана с обучением и успеваемостью.
С другой стороны, подросткам и взрослым преодолеть многолетние проблемы дополнительно помогает мотивация, что усиливает действие Томатис-терапии. 
По сути, не существует никаких возрастных ограничений применительно к прогрессу, который обеспечивает метод Томатис. 
Как показывает многолетний международный опыт использования метода Томатис, в большинстве случаев хорошие результаты есть у всех возрастов - детей, подростков, взрослых и пожилых людей.

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

томатис-новосибирск

МЕТОД ТОМАТИС, ОСНОВНОЕ

Что такое метод Томатис: Это уникальный метод, который доказал свою …

развитие внимания и памяти

Упражнения по ментальной гимнастике

Проведение упражнений по ментальной гимнастике дома Что такое ментальная …

Дети-инвалиды

ПРОБЛЕМА АУТИЗМА

Проблема аутизма в современном мире. Проблема аутизма в мире начинает …