МЕТОД ТОМАТИС, ПОДРОБНО

Метод Томатис или метод Томатиса назван по имени его автора — французского ученого отоларинголога Альфреда Томатиса. Томатис терапия применяется в мире уже более 60 лет. Это уникальный метод, который доказал свою эффективность более чем в 75 странах.

Основной принцип метода Томатис заключается в программном воздействии звуковыми волнами на зоны расположенные во внешнем, среднем и внутреннем ухе человека. Данные зоны отвечают за различные важные функции, такие как слух, восприятие и воспроизводство речи, поведение, память и внимание, координация и осанка, эмоции и другие. 

Направленное звуковое воздействие с помощью специального оборудования позволяет решить множество проблем, связанных с связанных с речью, голосом, поведением, обучаемостью, памятью, эмоциональным состоянием и многих других у людей любого возраста, начиная с 2 лет.  Кроме этого, с помощью метода Томатис можно значительно улучшить музыкальные и вокальные способности, ускорить изучение иностранных языков, улучшить качество голоса. 

Безопасность метода Томатис заключается в том, что воздействие происходит посредством только тех частот, которые мы воспринимаем постоянно, начиная еще с утробы матери. Положительный эффект достигается за счет специального программного чередования этих частот и регулирования их мощности. Важной составляющей метода является передача звуковых колебаний не только через воздух, но и через кости черепа, что в значительной мере усиливает эффект от применяемого воздействия.

С помощью метода Томатис можно
решить следующие задачи

Развитие речи

Метод доказал свою эффективность для людей, страдающих задержкой или полным отсутствием речи, особенно у детей. За довольно небольшие промежутки времени удается значительно улучшить не только речь, но и понимание обращенной речи.

Применяя метод Томатис совместно с работой логопеда, удается значительно быстрее решить проблему нечеткости речи и отсутствия некоторых звуков у детей.

Метод Томатис имеет доказанный эффект восстановления речи у людей перенесших инсульт и различные травмы.

Эмоциональные расстройства, вызванные стрессом, депрессией и тревожностью

Восемьдесят процентов сенсорных сигналов, стимулирующих наш мозг, поступают через уши. 

Бывает так, что мозг человека включает защитные механизмы и ограничивает поступление сигналов. Это может происходить в силу различных причин: разовый сильный стресс, длительные негативные переживания, периодические внешние социальные раздражители, ухудшение качества жизни, эмоциональное давление со стороны других людей, особенно родственников, другие причины. Мозг как-бы ставит на входе фильтры и не пропускает сигналы, которые имеют для человека негативное значение. 

В результате человек может испытывать различные эмоциональные переживания, тревожность, стресс, депрессию.

Воздействуя на лимбическую систему и на префронтальные зоны коры, метод Томатис положительно влияет на регулирование нарушений эмоционального фона, связанных с депрессией и стрессом. В результате происходит нормализация эмоционального фона, улучшается самочувствие, повышается жизненный тонус.

Метод доказал свою эффективность при коррекции аутизма и других заболеваний

Метод Томатис один из методов сенсорной интеграции, занимающий лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

К сожалению, лекарства от аутизма пока нет. Но есть методы, позволяющие значительно облегчить жизнь ребенка и его родителей.

Метод Томатис доказал свою высокую эффективность при работе с детьми у которых наблюдается расстройство аутистического спектра и другие серьезные заболевания. Правильно подобранная программа Томатис в сочетании с работой опытного логопеда и психолога позволяет существенно скорректировать поведение, запустить и развить речь, способствует проявлению вовлеченности ребенка, улучшает общение с родителями и сверстниками.

Облегчает изучение иностранных языков в любом возрасте

Каждый язык обладает своим ритмом(частотой), который необходимо почувствовать и усвоить, чтобы правильно на нем думать и говорить. В детском возрасте наш мозг учится выявлять и запоминать фонетические структуры, свойственные нашему родному языку. Мы не воспринимаем структуры, несовместимые с нашим языком. Благодаря материнскому голосу, с детства мы учимся кодировать ритм родного языка. Полученный лингвистический код помогает нам выучить родной язык, но в тоже время, блокирует возможность изучать иностранные языки.

Метод Томатис позволяет человеку, желающему изучать иностранный язык, эффективнее усвоить ритм нового языка. Для этого используются специальные программы с записью частот различных языков. Прослушивание такой программы позволяет обучить слуховые системы новым частотным ритмам. 

На усвоенный ритм легко накладываются: словарный запас, синтаксис и грамматика. Исследования, проведенные в рамках международной программы, доказывают, что благодаря методу Томатис, период обучения иностранных языков сокращается вдвое.

Проблемы памяти и внимания

Бывает так, что человек не способен запоминать определенную информацию, выделять и удерживать в сознании внешние события или мысли. Как правило, расстройства памяти и внимания наблюдаются у детей и взрослых, которые не могут длительное время удерживать нужную информацию, концентрироваться на текущей ситуации или выполняемой работе.

Стимулирующее воздействие на кору головного мозга с помощью метода Томатис, позволяет активировать, зарядить энергией центры, отвечающие за память и внимание. 

Это позволяет значительно облегчить работу мозга и улучшить память и внимание.

Развитие голоса

У довольно большого количества людей, в силу разных причин, голос имеет различные недостатки. К ним могут относиться: плохая дикция, слабая выразительность, недостаточно беглая речь, отсутствует точность и выверенность, неправильный тембр. Как правило, эти проблемы связаны с нарушением обратно-поступательной связи между ухом, мозгом и голосом.

С помощью метода Томатис удается восстановить эту связь и значительно повысить качество голоса.

Проблемы обучаемости​

Обучение каждого человека, вне зависимости от возраста, предполагает способность мозга к постоянной перестройке нейронных связей для усвоения новой информации и моделей поведения. Чем более эффективно происходит эта перестройка, тем быстрее и легче человек усваивает и применяет в жизни эту информацию и модели поведения.

Метод Томатис «помогает» мозговым центрам более эффективно выстраивать нейронные связи и, тем самым облегчает процессы восприятия и использования новой информации.

Метод широко используется для школьников, но также помогает людям в любом возрасте улучшить свои знания и навыки.

Значительно улучшает координацию и управление телом

Уши это самый главный сенсорный орган нашего тела. Также ухо является органом, отвечающим за моторику. Во внутренней части уха находится орган, который называется «преддверие». Он сообщает мозгу о всех движениях нашего тела и через обратную связь получает в ответ инструкции для разных частей тела. Преддверие, посредством передачи сенсорной информации, совместно с другими органами участвует в управлении моторикой и координацией, влияет на латеральность, тонус мышц и вертикальную осанку.

Нарушения функционирования вестибулярного аппарата могут привести к проблемам, связанных с моторикой и координацией. Они могут выражаться в задержках при следующих действиях: ходьбе, беге, прыжках. Из-за этих проблем могут появляться головокружения, потеря равновесия, проблемы с вертикальной осанкой.

Метод Томатис оказывает непосредственное воздействие на преддверие и позитивно влияет на моторику, состояние тонуса мышц и вертикальную осанку. Также улучшается координация движений левой и правой частей тела.

Развитие музыкальности, вокальных и голосовых данных

Развитие вокальных данных важно для многих людей. А для артистов, певцов, музыкантов и всех тех людей, кто часто публично выступает, эта задача наиболее актуальна.

Альфред Томатис начал использовать свой метод для улучшения качества вокальных данных у певцов еще 60 лет назад. 

Основные проблемы, с которыми обращаются люди это: недостаточная выразительность голоса, выражающаяся в искажении модуляций и интонации; отсутствие или потеря желания петь; затруднения при публичных выступлениях; потеря легкости пения; нарушения или отсутствие сбалансированности тембра; потеря контроля над громкостью; другие проблемы.

Использование метода Томатис позволяет в разной степени решить эти проблемы у большинства обратившихся за помощью.

Основные показатели применения
метода Томатис в мире

2000

Специалистов и центров в мире, применяют метод Томатис 

75 стран

Пройти курс Томатис можно уже в 75 странах мира

200 000

Столько человек каждый год используют метод Томатис

300

Государственных и частных школ оборудованы аппаратурой Томатис

1958

Год начала официального использования эффекта Томатиса

350

Столько детей и взрослых прошли курс Томатис с помощью наших специалистов

Метод Томатис это

Томатис терапия является методом нейро сенсорной стимуляции. Эффект заключается в специально создаваемых аудио программах, которые стимулируют мозговые центры и помогают развивать речевые, моторные, эмоциональные и когнитивные способности человека. В основе метода лежит принцип сенсорной звуковой стимуляции, продуцируемой аппаратом «Электронное ухо» и специальными наушниками с костной и воздушной проводимостью, воспроизводящими эффекты метода.

Метод Томатис опирается на последние технологические разработки, научные исследования, опыт и квалификацию экспертов, прошедших специальное обучение.

Эффект, достигаемый с помощью метода Томатис, заключается в том, что на разные отделы внутреннего уха и мозговые центры оказывается различное звуковое частотное воздействие, что позволяет этим центрам начать нормально функционировать. Частоты находятся в пределах от 20 до 16 000 Гц, что соответствует тем частотам, которые каждый человек воспринимает постоянно.

Каждая программа метода Томатис имеет свой набор частот и применяется исходя из той проблемы, которую нужно решить.

За фоновую основу программ взяты скрипичные концерты Моцарта, обладающие широким частотным диапазоном, а также вальсы Штрауса, Григорианские песнопения и марши. На данную музыку наложен «эффект Томатис» —  специальные стимулы для создания уникального перцептивного звукового контраста.

Для создания «эффекта Томатис» используются внезапные переходы от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата человека какой-то специальной подготовки, к высоким частотам, требующим особых усилий и отличающихся по интенсивности звучания. Такое чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в наушниках Томатис встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости черепа. Процесс двойного чередования частот (по воздушной и костной проводимости) лежит в основе метода Томатис.

Эту тренировку можно назвать гимнастикой для мышц внутреннего уха: многократное сокращение и расслабление мышц внутреннего уха ведёт к улучшению различения частот и передачи звука в мозг. Смена звукового канала происходит спонтанно с интервалом от долей секунды до 2,5 секунд. В течение всего времени прослушивания мозг человека очень активен, так как для него такие переключения непредсказуемы. Мозг учится длительное время держать внимание на новой для него информации (часто среди первых результатов воздействия Томатис происходит улучшение концентрации внимания).

Такая новая информация очень полезна для мозга, для её переработки требуется включение зон мозга, ранее минимально задействованных в работе. Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон головного мозга, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых связей между клетками, отделами и полушариями мозга.

Комплексные Томатис-эффекты способствуют активации коры лобных долей и префронтальной коры головного мозга, положительно воздействуют на лимбическую (глубокую эмоциональную систему), на вестибулярную систему головного мозга

Томатис терапия - комплексные эффекты

Тренировка мышц среднего уха:

Улучшение слухового восприятия, функции слуха
Улучшение фонематического слуха, звукоразличения, восприятия и понимания речи
Запуск речи у неговорящих детей, улучшение артикуляции и звукопроизношения, развитие речи
Повышение обучаемости: улучшение чтения, коррекция дислексии и дисграфии

Воздействие на лимбическую систему:

Появляется эмоциональная уравновешенность Происходит улучшение коммуникации
Развитие глубины эмоций: привязанности, сочувствия, нежности, понимания своих эмоций и эмоций другого человека

Воздействие на кору лобных долей и префронтальную кору головного мозга:

Повышение концентрации, устойчивости, объёма внимания.
Улучшение слуховой, зрительной памяти
Развитие мышления: анализа, синтеза, обобщения информации
Развитие игровой деятельности, самоорганизации

Воздействие на вестибулярную систему

Улучшение координации, равновесия, осанки
Развитие мелкой моторики, нормализация тонуса мышц
Формирование сложных, сочетанных движений, мышечная память

Общее интегрирующее воздействие на ЦНС

Повышение осознанности, «включённости», пробуждение интереса к окружающему миру
Сенсорная интеграция, принятие себя и своего тела
Нормализация энергетического баланса

Кому показан метод Томатис

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МЕТОД ТОМАТИС НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

Общее развитие ребенка: улучшение памяти и внимания, развитие вокальных данных и музыкальных способностей, улучшение координации движений, ускоренное изучение иностранных языков;

Запуск и развитие речи: задержка речевого развития, дизартрия, сенсо-моторная алалия, проблемы с пониманием речи, запуск речи у детей с грубыми нарушениями речевой функции, прерывистая речь, упрощённая структура предложения;         

Задержка психического развития: несформированная игровая деятельность, не развитое мышление — нарушения анализа, синтеза, обобщения, сравнения, понимания причинно-следственных связей;

Нарушения эмоционально-волевого развития: эмоциональная лабильность, тревожность, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, страхи, проблемы в коммуникации, посттравматический синдром.

Проблемы обучаемости: отсутствие интереса к учёбе, дефицит внимания, плохое понимание прочитанного, неспособность писать под диктовку, дислексия, дисграфия, дискалькулия
нарушения психомоторного развития и сенсорной интеграции: неуклюжие, нескоординированные движения, пространственные нарушения, корявый почерк;

Расстройства аутистического спектра: метод Томатис один из немногих методов, признанных в мире, как эффективный способ коррекции детей с аутизмом;

Синдром Дауна и другие генетические синдромы, сопровождающиеся нарушением речи, мышления, поведения и психомоторного развития

Детский церебральный паралич.

ВЗРОСЛЫМ ЛЮДЯМ МЕТОД ПОКАЗАН В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

Необходимо или есть желание улучшить память и внимание;                              

Для гармонизации психоэмоционального состояния при тревожности, апатии, стрессе, депрессии;            

При когнитивных и речевых нарушениях вследствие черепно-мозговой травмы, инсульта;                                  

Необходимо улучшить координацию движений, исправить осанку;

Улучшение состояния будущей мамы в период беременности;                        

Для эффективного изучения иностранных языков;   

Улучшение функции речи и голоса с целью развития навыка публичных выступлений, повышения музыкальности (интонация, выразительность, ритм, сила голоса); 

Развитие вокальных данных;

Повышение жизненного тонуса.

Как проходят занятия по методу Томатис в нашем Центре

диагностика Томатис
занятия по методу Томатис
подготовка к школе
изучение английского языка
отзывы о методе Томатис

В начале человек, обратившийся с той или иной проблемой, проходит диагностику на специальном оборудовании Томатис. Диагностику проводит сертифицированный специалист метода Томатис.

На основе данных диагностики, а также информации полученной от других специалистов (логопеды, неврологи, психологи, психиатры и др.) и исходя из сложности проблемы, специалист определяет необходимую программу.

Количество программ Томатис зависит от уровня сложности проблемы и изменений происходящих в момент или после курса. Стандартный курс Томатис включает в себя 2-3 программы:

Первичная программа – интегрирующая: активирует восприятие звука, стимуляцию высших психических функций, улучшает взаимодействие левого и правого полушария, помогает подготовиться к восприятию следующей программы.

Последующие программы назначается специалистом на основе полученных результатов, которые определяются данными тестирования и диагностики. Как правило, эти программы составляются индивидуально.

В ряде случаев необходимо прослушивание нескольких программ (при выраженных нарушениях развития дети прослушивают от 3 до 5-7 программ, показывая после каждой программы качественный скачок в развитии).

После завершения каждой программы наступает период интеграции, в течение которого рекомендуются активные занятия со специалистами: логопедом, психологом, нейропсихологом, специалистом сенсомоторной интеграции, дефектологом.

Для получения максимального эффекта от метода Томатис лучше обращаться к специалисту, имеющему опыт и знания, позволяющие максимально раскрыть его возможности.

ВНИМАНИЕ! Неквалифицированная настройка программ может привести к перевозбуждению или, наоборот, к снижению тонуса. Иногда из-за этого может наблюдаться ухудшение ранее полученных результатов.

Сертифицированный Центр Новосибирск и Бердск проводят бесплатные консультации по методу Томатис. ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ.

Регламент курса Томатис для детей

В зависимости от возраста и состояния ребенка, программа может длится от 14 до 26 часов (13-20 дней по 0,5-2 часа). Между 1 и 2 программами интервал составляет 4-5 недель, между 2 и 3 – 8-9 недель. Между последующими – 3-4 месяца. В некоторых случаях продолжительность и интервалы между программами уменьшаются или увеличиваются.

Для каждого ребенка специалист Томатис формирует индивидуальную программу, корректируя её по мере получения результатов.

Дети слушают музыку в беспроводных или проводных наушниках, играют в настольные и ролевые игры, рисуют, лепят, собирают пазлы и конструкторы, свободно передвигаясь по игровой комнате. Педагог-психолог, сопровождающий группу, подбирает для каждого ребенка развивающие игры и занятия, позволяющих усилить эффект от метода Томатис и добиться больших результатов.

Между курсами, по желанию родителей, в нашем Центре с ребенком занимаются опытные логопеды и психологи.

В таблице приведены наиболее сложные проблемы, с которыми приводят детей в наш центр и результаты, которых мы достигаем с помощью метода Томатис.

Результаты приведены по итогам наблюдения более 350 детей нашими специалистами

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ТОМАТИС

Задержка речевого развития,

Общее недоразвитие речи,

Фонетико-фонематические расстройства,

Сенсомоторная алалия.

улучшается расшифровка и анализ звуковых сигналов

происходит улучшение фонематического слуха

увеличивается речевая активность; происходит ускорение развития речи, правильного произношения звуков; ребенок использует более сложные слова, фразы, предлоги, роды и падежи

улучшается понимание речи; происходит выполнение сначала простых, а потом и более сложных инструкций; повышается интерес к слушанию книг

появляется чувство ритма, улучшаются голосовые данные и музыкальность

происходит повышение скорости и точность ответов

улучшаются навыки общения

Задержка психического развития,

Нарушения поведения, игровой деятельности,

«Полевое поведение», 

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

происходит развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата

развитие энергетического потенциала мозга,  как следствие – снижение гиперактивности

ребёнок становится спокойнее

происходит развитие целенаправленной и игровой деятельности

развиваются функции самоконтроля

улучшается развитие избирательного внимания

возрастает скорость умственного развития

происходит улучшение коммуникации

начинает появляться «включённость» в деятельность, интерес к окружающему миру

происходит развитие навыков самообслуживания, улучшается подражание

Расстройства аутистического спектра

Аутизм у ребенка

происходит ослабление симптомов заболевания

развивается включенность в жизнь и общение

развивается речь, понимание речи, дети начинают формируется чувство собственного Я, ребенок начинает говорить о себе «Я» вместо «Он»

уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому

уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и стереотипное поведение

улучшается восприятие еды

улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт,                                

повышается потребность в тактильном контакте: поглаживаниях, прикосновении, объятьях, дети становятся более любящими, нежными

снижается агрессия и самоагрессия: дети становятся менее агрессивными по отношению к окружающим и к самим себе улучшается качество занятий со специалистами.

Дети с синдром Дауна

улучшаются слуховые и речевые навыки (дети используют больше слов, улучшается речь)

улучшается координация

улучшается сон

дети становятся более сговорчивыми, улучшается концентрация внимания, выполняют инструкции.

Дети с ДЦП

улучшается моторика и координация

происходит ускорение процессов реабилитации, метод хорошо использовать в комплексе с лечебными мероприятиями

уменьшаются эмоциональные проблемы

происходит снижение депрессии

уменьшается тревожность и страхи

происходит коррекция нарушений сна

снижается неуверенность

уменьшается агрессия

У ребенка проблемы в школе

улучшается концентрация внимания, увеличивается объем памяти,

улучшается формирование мыслительной деятельности (обобщение, сравнение, анализ, причинно-следственные связи)

происходит коррекция дислексии, дисграфии, дискалькулии

лучше развивается речь

происходит прогресс в освоении навыков письма, чтения, счета

улучшается мелкая моторика (улучшается пинцетный захват, почерк, появляется интерес к лепке и рисованию)

улучшаются навыки коммуникаций

повышение уверенности в себе

повышается учебная мотивация

повышается скорость реакции, собранность, сокращается время приготовления уроков.

дети и взрослые, изучающие иностранные языки, преодолевают барьер в понимании разговорной речи и общении

Когда появляются результаты

У многих детей положительная динамика наблюдается уже во время 1 курса, у части детей после 1 курса. Зачастую более яркие результаты видны после второго, а иногда и после третьего курсов. 

Нередко мы достигаем результатов и в очень сложных ситуациях, когда надежд родителей на развитие речи, коммуникации и поведения уже почти не осталось.

Посмотреть отзывы родителей, дети которых прошли курс Томатис в нашем Центре, можно ЗДЕСЬ

ОЗНАКОМЬТЕСЬ с наиболее часто задаваемыми вопросами или задайте свой вопрос в форме расположенной ниже. 

УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕНТАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ

развитие внимания и памяти

Проведение упражнений по ментальной гимнастике дома

Что такое ментальная гимнастика

Ментальная гимнастика — это система специальных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения, эмоциональной сферы. 

8 упражнений по ментальной гимнастике

В  этой статье описаны восемь упражнений, которые мы делаем с детьми на занятиях по ментальной гимнастике. Развиваем память, внимание, воображение, речь в интересной форме. А ещё мы заметили, что если родители присутствуют на занятии, они тоже с удовольствием включаются в процесс. И им тоже бывает трудно!

Вы можете делать эти упражнения дома или на даче с детьми. Главное их делать регулярно.

Внимание! Все упражнения авторские, при копировании обязательна ссылка на наш сайт!

  1. «Весенний вечер»

Это упражнение направлено на развитие слухового восприятия. Его можно выполнять со школьниками 3-4 класса.

Прочитайте ребенку стихотворение. Дайте инструкцию «Услышь и запомни прилагательные в стихотворении Сергея Есенина «Весенний вечер». Попросите ребенка считать прилагательные пальчиками, это поможет не сбиться со счёта. Сделайте 3 попытки. Похвалите ребенка за улучшение результатов от попытки к попытке.

Тихо струится река серебристая 
В царстве вечернем зеленой весны. 
Солнце садится за горы лесистые. 
Рог золотой выплывает луны. 
Запад подернулся лентою розовой, 
Пахарь вернулся в избушку с полей, 
И за дорогою в чаще березовой 
Песню любви затянул соловей. 
Слушает ласково песни глубокие 
С запада розовой лентой заря. 
С нежностью смотрит на звезды далекие 
И улыбается небу земля. 

2.»Восторженный бегемот»

Это упражнение тренирует общую сообразительность и эрудицию, речь, внимание, творческое мышление. Попросите ребенка придумать как можно больше определений к слову «бегемот». В идеале держа в руках игрушечного бегемота. Если вы играете с несколькими детьми в группе, то передавайте бегемота по кругу и то, кто не сможет придумать определение выбывает. На размышления даётся 15-20 сек. Вы узнаете много нового о бегемоте!

3.»Придумай слова»

Упражнение направлено на развитие речи, структурированного мышления, речи, эрудиции. Инструкция ребёнку: «Придумай

  • по 10 глаголов, имеющих отношение К ТРАНСПОРТУ; К ЖИВОТНЫМ; К ШКОЛЕ; К ЯВЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ
  • по 10 существительных, начинающихся на гласную и заканчивающуюся на согласную; начинающихся и заканчивающихся на согласную.
  • по 10 прилагательных, описывающих взрослого человека, ребёнка, космос, наш мир, город. 

4.»Поход в магазин»

В этом задании мы знакомимся с логической памятью.

«Представь, что ты идёшь в магазин и тебе надо купить целый список продуктов. У тебя нет бумаги, ты можешь рассчитывать только на свою память. Придумай способ как запомнить покупки». Ребенку надо распределить покупки по категориям. Если ему трудно будет справиться, дайте подсказку.

МОЛОКО  КАРАНДАШИ  КОНФЕТЫ  МЫЛО

ЯЙЦА  ЗУБНАЯ ПАСТА  КРАСКИ  ПЕЧЕНЬЕ СМЕТАНА

ЧАЙ ШАМПУНЬ КИСТОЧКА ТВОРОГ

5.»Сколько Раисы Ивановны?»

Это упражнение тренирует слуховое внимание. Найдите в интернете аудиоверсию рассказа Драгунского «Главные реки Америки». Рекомендуем слушать рассказ вместе с ребенком, иначе и вы сами не узнаете правильный ответ ))).

Инструкция ребенку:  «Прослушай рассказ Драгунского «Главные реки Америки» и посчитай сколько раз в рассказе упоминается имя учительницы Раисы Ивановны».

6.»Внимательное чтение»

Это задание развивает зрительное внимание, а также учить ребенка сосредоточенности  во время чтения. Ребенку даётся текст, желательно, связанный с его интересами, увлечениями. Например, в занятиях с девочкой, которая не любит читать, но любит слушать Нюшу, используем тексты про Нюшу.

Задание: «Читай из текста вслух только те слова, в которых одновременно встречается буква А и Т,  остальные — читай про себя.»

7.»Помоги Эдипу»

Это упражнение также направлено на развитие зрительного внимания.

«В этом рассказе некоторые буквы поменялись местами. Найди все ошибки и переставь буквы правильно.»

Эдип и Сфинкс

Одни из древнегреческих мифов рассказывеат о Сфинксе и его задагке.

Олоко города Фивы у горосдких ворот седило чудовище с головой жещнины и толувищем льва – Сфинкс. Всем путникам загадавыл Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывла людей вниз с высокой саклы. Многие смельчаки пробовали найти овтет на загадку, и ни один из них не остался в жывих. Только Эдип сумел отгадать загадку чодувища.

Сфинкс спроисл: «Кто имеет 4 ноги утром, 2 днём, 3 вечером, и чем бошьле у него ног, тем меньше сил?» – спросила Сфинкс. Эдип додагался: «Это – чолевек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, мелденно ползет он на черветеньках; днем, то есть в зрелом восразте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жинзи, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, коротый и служит ему как бы третьей ногой».

Сфинкс пришел в отчяание и србосился со скалы, а счатсливые жители города Фивы сделали Эдипа своми царём.

8.»Черты характера»

Это задание развивает мышление, речь, даёт возможность поговорить о важных качествах характера. Инструкция «Объясни значения слов, описывающих  качества характера человека. Затем назови по памяти».

ТРУДОЛЮБИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ОБИДЧИВОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ НАСТОЙЧИВОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если вы будете периодически делать эти упражнения с ребенком, то уже скоро заметите результат ваших усилий.

В нашем Центре мы наблюдаем хороший эффект при использовании ментальной гимнастики совместно с занятиями по методу ТОМАТИС

Более подробно узнать о возможностях развития способностей вашего ребенка вы можете на консультации у наших специалистов.

ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ЗДЕСЬ.

ПРОБЛЕМА АУТИЗМА

Дети-инвалиды

Проблема аутизма в современном мире.

Проблема аутизма в мире начинает приобретать свою остроту по многим
параметрам. Увеличивается соотношение числа заболевших по сравнению с
прошлыми годами.

В 2007 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет.

Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе. Уровень распространения аутизма во всем мире возрастает на 14% каждый год.

В 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения.

В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей.

В 2012 году Центр по контролю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1 случае аутизма на каждые 88 детей.

За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.
Российская статистика о таких детях пока отсутствует. Если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России аутизм у детей насчитывается примерно у 200 тысяч.

Согласно литературным данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают аутизмом, чем девочки.
Понятие «аутизм» было введено в середине прошлого века австрийским и американским педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в На настоящий момент в психологии нет точного понимания специфики данного заболевания. Существует множество теорий о генезисе РДА. Из классификации РДА Российской академии медицинских наук, мы можем увидеть, насколько разнообразны его варианты:

  1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера;
  2. Аутистическая психопатия Аспергера;
  3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
  4. Резидуально-органический вариант аутизма;
  5. Аутизм при хромосомных аберрациях;
  6. Аутизм при синдроме Ретта;
  7. Аутизм неясного генеза.

Количество детей и людей, попадающих в спектр аутистических расстройств, как правило, объединены общими признаками, то есть наличием характерной триады:

  1. Трудности в общении с другими людьми;
  2. Трудности в восприятии чего-то нового и определенная ограниченность интересов;
  3. Повторяющиеся рисунки поведения.

Таким образом, аутизм — это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком, и слабостью чувства Я.

Тяжелые формы аутизма встречаются редко, лёгкие и мозаичные формы распространены широко. При этом дети с таким диагнозом, на самом деле, отнюдь не отворачиваются от окружающего мира — желание общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей. Далеко не у всех нарушена речь. Многие из них очень хорошо говорят и имеют сохранный, а иногда и очень высокий, интеллект.

Существует несколько методов коррекции аутизма.

Наибольшего результата можно добиться, применяя несколько методов одновременно. Концептуальную основу составляют методики TEACCH и ABA. Кроме этих методик сопутствующей является предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция) Песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезотерапия и т.д. — это не специальные виды терапии для аутизма. Они могут послужить очень положительными стимулами для ребёнка-аутиста, но при этом аутизма у него не станет меньше.

Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В нашей стране положение аутистов почти катастрофическое. Официально у нас нет даже диагноза — «аутизм». Формально при выявлении соответствующих симптомов детям часто, хотя и не всегда, пишут в истории болезни «ранний детский аутизм». На самом деле, под ранним детским аутизмом в российской практике понимается детская шизофрения, с соответствующими подходами к методологии лечения, с отношением к аутистам как к тяжело психически больным людям, постоянное применение нейролептиков и психотропных препаратов, закрытые спецшколы, психоневрологические диспансеры и интернаты.

По достижении же 18 лет диагноз «ранний детский аутизм» автоматически переходит в «полноценную» шизофрению. Итог — полная инвалидность и недееспособность, ранняя смерть, разбитые и покалеченные семьи.

Самое главное при аутизме — своевременная диагностика.

Чем раньше его
удается выявить, тем сильнее это облегчит задачу дальнейшей коррекции и реабилитации.

© Каращук Л.Н.,
Разживина М.И., 2014
ПРОБЛЕМА АУТИЗМА
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья. Практически каждый день мы наблюдаем детей с расстройствами аутистического спектра. 

Если вы думаете, что у вашего ребенка есть признаки аутизма — посмотрите их краткое описание на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

Обращаем ваше внимание, что в нашем Центре оказывают эффективную помощь детям с расстройством аутистического спектра. Посмотрите отзывы родителей, дети которых получили такую помощь.

Запишитесь на консультацию к нашим специалистам и мы постараемся помочь вашему ребенку.

Как эффективно «пользоваться мозгом»

Дольше оставаться молодым?

Ещё несколько лет назад слово развитие относилось преимущественно к детям. Взрослые же имели другие приоритеты: работа, дача, дети, остальные опции по желанию. Считалось, что детство и юность — время, когда надо максимально развить все свои способности. Мои родители говорили мне «учись пока молодая,  с возрастом память не та, времени на себя уже не будет, да и желания тоже». Соответственно этим установкам люди жили, работали, растили детей и старели в положенный срок.

Сейчас  в обществе наметилась устойчивая тенденция увеличения активного периода жизни, сдвинулись сроки старения, люди хотят быть молодыми как можно дольше и ищут для этого разные способы.

Один из основных путей сохранения молодости — эффективная работа мозга.

В мире проведено уже множество исследований на эту тему. Результаты таких исследований показывают, что  люди занимающиеся тренировкой мозга по 15 часов в неделю дольше сохраняют не только интеллектуальную, но и физическую активность. Выяснилось, что «пользоваться своим мозгом» означает постоянно учиться чему-то новому. Причем совершенно неважно чему: искусству цифровой фотографии или вышиванию крестиком.

Ученые считают, что функционирование мозга взрослого подобно функционированию мозга ребёнка, ведь развитие ребёнка идёт через  обучение новому. Следовательно, обучение чему-то новому это универсальный процесс, ведущий к прогрессу, развитию и как следствие, замедляющий старение.

Одним из эффективных методов развития мозговой деятельности является метод Томатис.

Метод Томатис — это система нейросенсорной стимуляции, направленная на:

  • развитие речи и коммуникации;
  • коррекцию поведения и эмоциональной сферы;
  • развитие внимания и памяти;
  • повышение обучаемости;
  • улучшение моторики и координации.

Метод Томатис основан на принципе создания музыкальных контрастов, предназначенных для того, чтобы постоянно удивлять мозг и держать его настороже. Цель заключается в том, чтобы помочь развить автоматические механизмы распознавания изменений, что в свою очередь усиливает внимание.

Основные принципы действия метода Томатис

За звуковую фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, имеющие богатый диапазон частот, а также вальсы Штрауса и григорианские песнопения.

С помощью специально запрограммированного электронного переключения создаётся чередование очень коротких фрагментов (0,1-2,5 секунды) низких и высоких частот. Низкие частоты расслабляют мышцы внутреннего уха, а высокие – напрягают. Такая «гимнастика» для мышц внутреннего уха  ведёт к улучшению различения частот речи и передачи звука в мозг.

Чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в наушниках Томатис встроен специальный костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости головы.  

Процесс двойного чередования частот (по воздушной и костной проводимости) лежит в основе метода Томатис.

Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон головного мозга, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых связей между клетками, отделами и полушариями мозга. Мозг учиться длительное время держать внимание на новой для него информации (часто среди первых результатов воздействия Томатис мы видим именно улучшение концентрации внимания).

Каждое занятие по методу Томатис, это не только тренировка мышц внутреннего уха, но и тренировка мозга обрабатывать новую информацию.

Кроме описанных механизмов в методе используют фильтрацию звуковых частот по уровню восприятия. Выделяют вестибулярные, речевые и энергетические частотные спектры. В программах метода используются различные комбинации спектров для усиления необходимых эффектов: речевого, эмоционально-поведенческого, когнитивного (внимание и память), моторного.

Метод изобретен более 60 лет назад французским врачом Альфредом Томатисом.

В настоящее время метод Томатис применяется в более чем 250 специализированных центрах, находящихся в 50 странах мира.

Каждый год более 100 000 человек прибегают к помощи метода.

Узнать больше информации о методе Томатис и пройти индивидуальные курсы вы можете в нашем центре.

Translate »