ИСТОРИИ ДЕТЕЙ

Шаркова Ольга — директор Городского центра психологии и логопедии Томатис-Результат

Я  работаю по методу Томатис с 2015 года. За это время, почти каждый день я занимаюсь  с детьми имеющими различные речевые, психологические и неврологические проблемы. Уже более трехсот детей прошли курс Томатис с моей помощью. У подавляющего большинства этих детей детей появились быстрые и главное, устойчивые результаты.

Метод помог отлично развить речь, концентрацию, устойчивость, способствовал переключению внимания, активизировал эмоциональную сферу, игровую и учебную деятельность.

За все время своей трудовой деятельности я не встречала метода с такими потрясающими результатами. Причем метод Томатис помогает не только детям с небольшими задержками в развитии, но и более тяжелым ребятишкам с аутизмом, ДЦП, ЗПР.

Здесь описаны лишь несколько реальных историй из моей практики, детей, прослушавших 2 — 3 программы аудиотренировок по методу Томатис (имена детей изменены).

Настя, 4 г.7 мес.: общее недоразвитие речи 3 уровня, задержка психоречевого развития.

Настя – жизнерадостная, общительная девочка, с широким кругом игровых интересов – развитая сюжетная игра, рисование, настольные игры. Речь у Насти появилась поздно и развивалась медленно: к 3 годам в речи ребенка были простые фразы из 2х слов.

К 4,5 годам – преимущественно простые предложения, состоящие из существительных и глаголов, ограниченный словарный запас — мало слов описывающих качества, признаки предметов, ошибки в использовании предлогов, падежей, местоимений, неправильное произнесение ряда звуков. Понимание обиходной речи в основном хорошее, иногда Настя не понимала некоторые слова и фразы.

Психологом была диагностирована задержка психического развития, характерная для детей с нарушениями речи: отставание в развитии словесно-логического мышления, анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации. Первичная патология речи тормозит формирование умственных способностей.

Родители Насти с 3х лет занимались развитием речи: занятия с логопедом, тщательное выполнение домашних заданий. Но речевые нарушения сохранялись, отставание от сверстников становилось более явным.

С 4,5 до 5 лет Настя прослушала 3 курса аудиовокальных тренировок по методу Томатис. В перерывах между сессиями Томатис девочка занималась с логопедом и песочной терапией. Через 3 недели после 1 курса родители и преподаватели заметили повышение речевой активности: девочка  стала много говорить, строить более сложную фразу, активно употреблять новые слова.

2 курс Томатис углубил первичные изменения, с каждым днем речь становилась всё более сложной и осмысленной. Также улучшилось понимание речи: проснулся интерес к чтению книг (раньше Настя слушала простые короткие сказки). Но девочке по-прежнему было трудно пересказать маленький рассказ, отвечать на вопросы, требующие структурированные ответы: например, рассказать о том, что она делала в детском саду, что видела в зоопарке, о чём был мультфильм.

Через 2 месяца после курса Томатис речь ребенка не отличалась от речи сверстников.

Максим, 4 года, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Максим – хорошо развитый мальчик, приветлив с окружающими, легко заводит друзей, любит супергероев и подвижные игры, ему не нравиться рисовать, лепить и любая деятельность, связанную с мелкой моторикой. Развитие лексической (смысловой) речи в основном соответствует возрасту, речь развернутая, предложения составлены из 5-7 слов, хотя словарный запас ребенка ниже, чем у детей его возраста.

Звуковая же  часть речи несформирована: Максим  смешивает звуки – Л и Р, С и З, Ж и Ш, Т и Д, К и Г звучат примерно одинаково,  заменяет сложные звуки на более простые по произношению, меняет слоги местами, некоторые согласные при этом выпадают. Смысл сказанного можно понять в контексте ситуации и близкие Максима его неплохо понимают, а незнакомые переспрашивают.

Подобные отклонения в формировании произношения связаны с недостаточностью фонематического восприятия звуков. Ребенок не просто неправильно произносит звуки, он не различает их. Такие разные звуки как  Л и Р, С и З, Ж и Ш, Т и Д, К и Г для ребенка звучат  примерно одинаково. Логопед, занимаясь анализом звукового состава речи, отмечает ошибки при выделении звуков из слогов и слов, показывания картинок и придумывании слов с определенным звучанием, выделением ударного звука. Ребенку трудно назвать первый, последний звук, гласные в односложных словах.

Таким детям как Максим необходимо тренировать фонематический слух. Обычно дети несколько лет занимаются с логопедом, посещают логопедические группы в детском саду. У большей части детей к школе удаётся скорректировать звукопроизношение, но часто у них возникают трудности с грамматикой: многочисленные  ошибки в тетрадях.

Для тренировки фонематического слуха прямым показанием является метод Томатис. При этом, чем раньше начата коррекция, тем быстрее можно достичь результата и предотвратить проблемы со школьной неуспеваемостью.

Максим прослушал 2 речевых программы Томатис и между программами занимался с логопедом. Через месяц после окончания второй программы речь ребенка стала более понятной, улучшилось различение большинства звуков. Томатис на физиологическом уровне скорректировал нарушенное звуковосприятие, и теперь задача логопеда будет лишь автоматизировать  звукопроизношение. Дополнительный эффект программ Томатис выразился в улучшении мелкой моторики: у Максима стало получаться рисовать, лепить, вырезать, делать аппликации.

Ваня, 4 года 3 месяца: резидуально-органическое поражение ЦНС, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутичные черты, задержка психо-речевого развития, общее недоразвитие речи 3 уровня.

На первом курсе Томатис Ваня ни минуты не сидел на месте: бегал, скатывался с горки, прыгал на мячике, занимался на тренажере. Его игровая деятельность соответствовала возрасту 2, 5 летнего ребенка: Ване нравилось рассматривать игрушки, складывать их в коробку, вываливать, катать, крутить, расставлять однотипные рядочки. Развитие речи у ребенка также серьёзно отставало. Родители Ванину речь называли «художественным свистом»: Ваня говорил много, но на своем языке, можно было разобрать 30-40 слов. В основном Ваня озвучивал свои игры, а для общения пользовался простыми жестами и говорил несколько слов: папа, мама, открой, уйди.

После 1 курса Томатис и занятий с логопедом у Вани начал формироваться навык имитации речи: мальчик стал повторять много двух-, трёхсложных слов и простых фраз. Этот навык формировался вне контекста с коммуникацией: Ваня не просил, что ему нужно, он просто повторял за родителями, братом, логопедом, героями мультфильмов. Изменилось и поведение Вани: ребенок стал спокойнее, появился интерес  к занятиям за столом: рисование, лепка и вырезание, настольные игры, улучшился контакт с окружающими, игра стала осмысленнее.

За следующие 3 месяца Ваня прослушал еще 2 курса Томатис и первичные улучшения в речи и поведении стали более расширенными и устойчивыми. Развитие речи проходило очень интенсивно в коротком временном промежутке: сначала повторение слов и простых фраз, затем короткие фразы, комментирующие свою игру, затем комментирование своих желаний от 3 лица, например, «Ваня хочет пить», «Ваня  дать машинку».

Между курсами с ребенком занимался логопед и АВА-терапист. Когда Ваня проходил 4 курс, в его речи появилось «Я», много обращённой речи, предложения стали развёрнутыми, например, «Я хочу шоколадное мороженое сейчас». Навык составления предложений, заложенный на занятиях со специалистами посредством аудиостимуляции Томатис актуализировался и быстро вошел в повседневную речь ребенка.

Впереди у Вани еще много работы, но полгода интенсивных занятий помогли ребенку догнать сверстников по большинству навыков: речь, игра, коммуникация, зрительное и слуховое внимание, поведение в группе сверстников.

Саша А., 11 лет: расстройство аутистического спектра.

Невербальный, низкофункциональный мальчик с тяжелой степенью расстройства. Саша не откликался на имя, не обращался с просьбами, в поведении было множество стереотипий, отсутствие глазного контакта и фиксации взгляда на людях и предметах, интереса к окружающему, какой-либо продуктивной деятельности. Речевая деятельность:  в виде отдельных вокализаций, не было понимания речи и ответов на вопросы, аутоагрессия, выраженная гиперактивность, не сформированы навыки имитации, визуального и аудиального восприятия, низкий уровень развития навыков самообслуживания, истерики у ребенка.

В первую неделю Саша заходил в центр с помощью мамы и бабушки, кричал, сбрасывал наушники, поэтому важно было адаптировать ребенка к терапии. Занятия с таким ребенком начинаются с малого: 20-30 минут в 1-ый день с постепенным увеличением продолжительности прослушивания. К концу недели  Саша слушал более 1 часа. В начале прослушивания Саша не мог сидеть, вскакивал, безостановочно ходил по центру или крутился в кресле.

Изменения начали происходить к концу 1 курса Томатис. Родители Саши стала замечать, что ребенок  стал спокойнее, в т.ч. и дома, улучшился глазной контакт. Более выраженный прогресс появился после 2 курса: осознанность во взгляде, интерес к окружающему – Саше стало интересно разглядывать игрушки, других детей, появился взгляд в глаза, значительно снизились симптомы гиперактивности. Появились навыки самообслуживания (мытьё рук, пользование туалетом, навыки на кухне), в разы уменьшились стереотипии, в речевом развитии – усилились отдельные вокализации.

Нужно отметить, что успешный результат у этих детей появился не только благодаря методу Томатис, но и усилиям специалистов, а главное, каждодневного, порой очень тяжелого труда родителей этих детей.

И всегда очень приятно, когда после прохождения курса Томатис, не только меняется в лучшую сторону ребенок, но и большое облегчение и главное надежду получают его родители и близкие.

Отзывы на Флампе и видео отзывы о методе Томатис и работе специалистов нашего Центра вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.

Translate »