В комнате психолога — песочница с сухим и мокрым песком, набор маленьких игрушек, спокойная и безопасная атмосфера, позволяющая отыграть любые волнующие ребенка эмоции и ситуации.
Игра — это основное средство самовыражения ребёнка. В игре дети развивают навыки решения своих проблем. В песочной терапии ребенку отводится роль лидера, психолог принимает слова ребенка, его чувства, эмоции, желания и действия. Это игра, в которой нет критики, оценок, команд, вопросов. Многие родители полагают, что, задавая ребёнку множество вопросов, они вступают с ним в более активный диалог. Однако исследования показали, что это блокирует инициативу ребенка.
В песочнице ребёнок чувствует себя в безопасности, проигрывая свои внутренние эмоциональные проблемы, с которыми он не может поделиться словами. Принятие игры ребёнка взрослым формирует его «Я», вселяет в него уверенность в своих силах, повышает самооценку; ребёнку становится проще выразить себя, что очень важно для его развития.
Пример из практики:
Лера, 3,5 года. Обратились к психологу с заиканием, которое возникло после того как случайно девочка осталась одна в лифте. Мама с братом долго выходили, вынося велосипед, двери лифта закрылись и девочка уехала на 9 этаж одна. Обратно её привезли соседи, которые вызвали лифт на 9 этаж. Лера не плакала, была задумчива, а вечером началось заикание. Родители обратились через несколько дней после этой ситуации.
Имена детей изменены, примеры публикуются с разрешения родителей, фотографии не имеют отношения к приведённым примерам.
Песочная терапия на занятиях Томатис